Гальперин,, Петр Яковлевич

Гальперин,, Петр Яковлевич
(1902-1988)
   Российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1966). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковском психоневрологическом институте, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И. Божович и др.). В 1941-1943 гг. - в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ доцент, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии (с 1967 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).
   Специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной и педагогической психологии, последователь генетического подхода в изучении психического развития, обоснованного Л.С. Выготским. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно - характерно для всего научного творчества Г.
   Г. выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Согласно Г., психика во всем диапазоне ее форм - познавательных процессов, потребностей, чувств, воли по своей жизненной функции есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Психика как ориентировочная деятельность возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа (Введение в психологию, 1976; Психология как объективная наука, 1998).
   Он выделил и описал эволюционные уровни активности субъекта - уровень физический, физиологический, сознательные целенаправленные действия субъекта, уровень личностной регуляции действий. По Г., адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности является формирующий эксперимент: “... магистральный путь исследования психических явлений - это их построение с заданными свойствами”. В большинстве своих работ противопоставляет констатирующую (“срезовую”) и активно формирующую стратегии исследования.
   Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий (Развитие исследований по формированию умственных действий, 1959; "Формирование умственных действий и понятий", 1965). Внутри этой теории Г. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий.
   Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит ряд этапов: составление ориентировочной основы действия, формирование действия в материальном плане, в плане громкой речи, во внешней речи про себя, во внутренней речи. На этих этапах происходит систематическая отработка желаемых свойств действия - разумности, обобщенности, сознательности, меры освоения и др. Формирование различных видов таких действий составило главную тему исследований Г. и его сотрудников в 1950-1980 гг. Их результатом явились данные о психологических механизмах познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия и др.), новое решение ряда фундаментальных психологических проблем (природа инстинктов, соотношение обучения и развития и др.).
   Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики умственного развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности (Методы обучения и умственное развитие ребенка, 1985; Актуальные проблемы возрастной психологии, 1978).
   Теория Г. получила широкое применение в различных областях педагогической практики - школьном обучении, высшем, профессиональном образовании, в системе спортивной, военной подготовки и др.

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Гальперин,, Петр Яковлевич" в других словарях:

  • Гальперин Петр Яковлевич — (1902–1988) российкий психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Г. трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич — (1902 89) российский психолог, доктор педагогических наук (1965), профессор (1966). Автор теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно педагогическом процессе. Труды по методологии психологии и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гальперин Петр Яковлевич — (1902 1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы , автор концепции планомерно поэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил… …   Психологический словарь

  • Гальперин, Петр Яковлевич — Гальперин, Петр Яковлевич(02.10.1902 25.03.1988) психолог, д р психол. наук, спец. в обл. психол. мышления. Окончил Харьковский мед. ин т (1926). Доц. (с 1943), затем проф. (с 1965) кафедры психол. МГУ, зав. кафедрой детской и генетической психол …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гальперин, Петр Яковлевич — …   Википедия

  • Гальперин Петр Яковлевич — …   Википедия

  • Петр Яковлевич Гальперин — Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов 25 марта 1988, Москва) выдающийся российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Содержание 1 Биография 2 Научный… …   Википедия

  • Гальперин, Пётр Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гальперин. Пётр Яковлевич Гальперин Дата рождения: 2 октября 1902(1902 10 02) Место рожде …   Википедия

  • Петр Гальперин — Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов 25 марта 1988, Москва) выдающийся российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Содержание 1 Биография 2 Научный… …   Википедия

  • Гальперин Пётр Яковлевич — (1902 1989), российский психолог, доктор педагогических наук (1965), профессор (1966). Автор теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно педагогическом процессе. Труды по методологии психологии …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»